/ Главная / Подмосковье / Архангельское

Среди замечательных архитектурных ансамблей, построенных под Москвой в конце XVIII — начале XIX века, одно из первых мест по праву занимает Архангельское.

Здесь, по словам А. И. Герцена, «...человек встретился с природой под другими условиями нежели обыкновенно... он потребовал от нее одной перемены декораций для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить ее...».

И человек, а это чаще всего был крепостной русский мастер, сумел блестяще воплотить в жизнь проекты различных зодчих и стал истинным творцом «красоты художественной», создав один из наиболее гармоничных дворцово-парковых ансамблей России.

В Архангельском в процессе работы по строительству и украшению усадьбы, работы, которая продолжалась почти 50 лет, выросла целая плеяда крепостных художников, архитекторов, лепщиков, краснодеревцев, хрустальщиков — настоящая художественная школа. Основную роль в ней играло «живописное заведение», откуда вышло несколько десятков крепостных живописцев.

Уже в начале XIX века, когда владельцем усадьбы стал богатейший вельможа и меценат князь Н. Б. Юсупов, Архангельское превратилось в хранилище огромных художественных ценностей. Одна картинная галерея насчитывала более 500 картин, в том числе полотна таких выдающихся мастеров, как Рембрандт, А. Ван-Дейк, Клод Лоррен, Д. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ж. Б. Грез, Ж. Л. Давид, и многих других живописцев XVI—XIX столетий.

Дворец был украшен первоклассной скульптурой, редкостной мебелью, старинными коврами, фарфором и бронзой.

Все это — великолепный дворец, редкий по красоте парк, театр с декорациями знаменитого П. Г. Гонзага — поражало воображение современников. Стены старого дома помнят Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Однако очень немногие могли видеть в то время художественные сокровища усадьбы и замечательный ансамбль, где слились воедино архитектура и природа.

И только октябрь 1917 года открыл для народа двери всех дворцов старой России, в том числе и Архангельского.

В исторический день 1 мая 1919 года отдел по делам искусств и охране памятников... открывает дворцы- музеи в усадьбах Останкино, Кусково, Архангельское... и охрану их вручает самому народу.

С той поры миллионы людей смогли познакомиться с этим замечательным памятником русской культуры, оценить его и отдать должное труду и таланту тех, кого мы привычно зовем «крепостные».

Архангельское! Сколько восторженных слов вслед за Пушкиным и Герценом было уже сказано о нем, сколько раз описаны достоинства этого великолепного ансамбля, блестящие коллекции произведений искусств, красота его парка...

Проходят годы, десятилетия, но Архангельское неизменно влечет к себе. Тысячи людей едут сюда, чтобы увидеть воспетые в пушкинских строках места, войти в прославленный поэтом дворец, почувствовать притягательную силу живописи старых мастеров.

Люди и время — это, кажется, то, что называется эпохой. Наиболее четко границу эпох ощущаешь в Архангельском на страницах «Книги для гостей», открытой впервые в 1884 году. Целый калейдоскоп русских и иностранных фамилий, украшавших когда-то столбцы светской хроники дореволюционных газет! Последняя запись эпохи старой России—«Графиня Шереметова, 6 июля 1917 г.». А дальше наполовину чистая страница. Это не обычный лист бумаги — здесь проходит граница прошлого и настоящего.

Переворачиваем страницу. «Приезжала договориться... насчет экскурсии работниц-делегаток Бауманского района»,— пишет жена М. И. Калинина. Имена делегатов III конгресса Коминтерна открывают в этой книге новую страницу в жизни России.

«Необходимо, чтобы то новое, что родилось на пространствах России, восприняло в полной мере великую культуру прошлого. В этом залог, что молодое не сгинет».