/ Главная / Города России / Воронеж
Не раз горел деревянный город, не раз приходилось заново возводить его стены. И ничего не осталось нам от тех беспокойных времен, лишь глинистые бугры, неприступные кручи, на которых некогда стояла крепость, да названия кое- каких городских улиц, сохранившиеся по нынешний день, взять к примеру: Стрелецкие, Пешая, Конная...
До середины семнадцатого века тревожной жизнью живут воронежские степи. Еще нет-нет да вспыхнет зарево пожара то над Нелжей-сельцом, то над карачунской обителью; нет- нет да налетят ночным воровским набегом на беззащитную деревеньку шумные шайки вершников.
Памятью о тех далеких летах — притулившаяся на полугоре над нынешним Воронежским морем, полуразрушенная каменная звонница старого Акатова монастыря. Спросить ее — она многое поведала бы.
Конец семнадцатого и начало восемнадцатого века знаменуются великим корабельным строением на реке Воронеже. Шумят тихие берега, далеко слышен перестук плотницких топоров. Под крепким нордом на синих, с белопенными гребешками волнах покачиваются многопушечные парусники. Дворцы царя Петра, Меншикова, Апраксина-адмирала затейливым деревянным зодчеством красуются на берегу среди штабелей леса, пылающих горнами кузниц, бухт просмоленного каната, пушечных ядер, кинутых на песок чугунных якорей... О том, как это все выглядело, очень подробно рассказывает гравюра голландского путешественника Корнелиуса де-Бруина, побывавшего в нашем городе в самую горячую пору создания русского флота.
Проснулись воды, и росли
Гроза Азова — корабли,—
так говорил о том времени поэт И. С. Никитин.
В апреле 1696 года русский флот, состоявший из стругов, лодок, галер, брандеров, отправился в длительный победный поход в низовья Дона, к Азову.
На медали, отчеканенной в память о постройке первых отечественных кораблей, была выбита надпись: «Бывает небывает мое».
Пожар 1748 года начисто уничтожил деревянные дворцы царя и его вельмож, остались лишь каменные строения да петровский цейхгауз, стены которого сохранились до самой Великой Отечественной войны. Он стал свидетелем событий, образовавших историю Воронежа, из небольшой пограничной крепости с течением лет превратившегося в один из значительных городов России.
В летописи Воронежа — немало славных революционных и героических страниц.
В 1879 году здесь проходил съезд партии «Земля и воля», в Воронежской губернии побывали видные народники-революционеры: Андрей Желябов, Вера Фигнер, жил, учился Георгий Плеханов.
1905 год. На заводах и фабриках города — стачки, забастовки; создается Совет рабочих депутатов, куда входят большевики И. Я. Жилин, Н. Н. Кардашев, Д. Л. Бутин.
Восстает размещавшийся в Воронеже дисциплинарный батальон. На это выступление солдат обращает внимание В. И. Ленин, называя его сухопутным сражением.
По губернии пылают зарева крестьянских восстаний.
1917 год. Всего лишь несколько дней прошло после победы пролетарской революции в Петрограде — и на улицах Воронежа алым пламенем вспыхнули только что напечатанные, еще остро пахнущие типографской краской плакаты: «Вся власть перешла в руки Советов», воронежские рабочие, руководимые большевиками, взяли власть в свои руки.
В гражданской войне тысячи воронежцев сражались в армии молодой Советской республики; сотни и сотни коммунистов Воронежской партийной организации ушли на фронт.
Город сражался. С радостью встречали воронежцы полки красных конников, освобождавших Воронеж от белогвардейцев Шкуро и Мамонтова. С героическими именами Буденного, Ворошилова, Тухачевского, Олеко Дундича связана воронежская земля, Воронеж времен гражданской.
В годы первых пятилеток город на глазах меняет свой облик: стремительно растет новый, индустриальный Воронеж.
Но грянула война. Воронеж оказался на передовой. Фашисты завязли на улицах города, не прошли дальше. Озлобленные, они почти полностью уничтожили Воронеж.
Воронежцы, зимой 1943 года воротившиеся из эвакуации, не узнавали его. И собственно, тот город, по улицам которого мы ходим сегодня, создан за двадцать пять лет трудом самих воронежцев. Но каким трудом! Всего лишь шестьдесят пять лет минуло — в историческом счислении лет срок ничтожно малый, — а город, как сказочный Феникс, возродившийся из огня и пепла, по-прежнему стоит на зеленых кручах своих холмов да еще и разросся во все концы и — взгляните, сравните! — сделался неизмеримо краше. И кто бы сказал, что это он — мертвый, безжизненный — чернел обугленными развалинами, глядя на которые плакали не только воротившиеся в родные места люди, но и боец иной, многое повидавший за страшные дни жесточайшей из всех войн, смахивал варежкой со щеки набежавшую слезу...
Площадь, где сейчас расположен новый корпус университета, едва ли не самая высокая точка города. Далеко видно отсюда: Левобережье, простор неохватный, как русская песня, в которой и богатырская сила, и удаль молодецкая, и нежность, и особенная какая-то душевная печаль — светлая и прозрачная, как легкая дымка у голубоватой линии горизонта... Нет, не случайно так хороши, так трогательны и волнующи воронежские песни! И не случайно на привольной, певучей воронежской земле родился русский народный поэт Алексей Кольцов!
А эти всем нам со школьных букварей знакомые строки:
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу — даль степей
Расстилается... —
не с воронежских ли холмов, глядя на заречную даль, написал Иван Никитин?
Никитин, Кольцов... Много, очень много говорят сердцу русского человека два имени этих воронежцев, поэтов самобытных, народных; и нет, пожалуй, на Руси такого села, даже дома такого нет, где бы ни звучали кольцовские и никитинские стихи...
Итак, вы впервые в нашем городе.И вам, конечно, трудно сейчас вообразить себе тот тихий, провинциальный, дворянско-купеческий Воронеж, который еще многие старожилы своего поколения хорошо помнят: Воронеж с кирпичными орлеными столбами Московской заставы («До Москвы столько-то верст, до Санкт-Петербурга столько- то...»), с полусонными улочками, стаями орущих галок над крестами трех десятков церквей, с редкими дымками полукустарных заводов и множеством трактиров и кабаков.
Нынешний Воронеж — это большой индустриальный город; это сверкающие стеклом гигантские заводские корпуса; это город мастеров; экскаваторы, тяжелые механические прессы, сельскохозяйственные машины, станки, автопокрышки, отличные телевизоры — с заводской маркой «Сделано в Воронеже» — вы можете встретить во многих странах мира...
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет построен в Воронеже.
Нынешний Воронеж — это город строгих прямых проспектов, пронизанных солнечным светом площадей, город зеленых микрорайонов с многоэтажными жилыми домами, выросшими на песчаных окраинах.
Это город театров, Дворцов культуры, библиотек — словом культурный центр Черноземья.
И конечно же, нынешний Воронеж — это город молодежи. Его недаром называют городом студентов. В нем 9 вузов, 13 техникумов, десятки тысяч студентов. В одном только Воронежском государственном университете обучаются более десяти тысяч человек.
Вчерашние молодые рабочие, вчерашние выпускники школ сегодня слушают лекции в аудиториях университета, институтов и техникумов. Окончив вузы, они, обогащенные знаниями, вновь вернутся на работу, в школы— инженерами, агрономами, учителями.
...Город учится, город работает, город растет. И уверенно смотрит он в будущее нашей Родины, в свое будущее.
Вл. Кораблинов.