/ Главная / Подмосковье / Архангельское / Дворец, первый этаж / Музыкальный салон
Интерьер Музыкального салона, или кабинета княгини — парадной гостиной, типичной для второго десятилетия XIX века, выдержан в стиле позднего классицизма.
Особенность декоративного оформления этого зала — в согласованности отдельных художественных элементов. Так, составляющие орнаменты росписей фигуры лебедей и грифонов повторяются в формах основного гарнитура мебели из карельской березы русской работы, венки из цветов и листьев — в аппликациях на обивке кресел и дивана, музыкальные инструменты — в силуэте изящного столика для нот.
В зале представлены различные предметы обстановки, среди которой выделяется дамский рабочий столик из красного дерева с фарфоровыми вставками с изображением букетов роз, французской работы начала XIX века.
Французские часы из золоченой бронзы, настольные лампы, мелкая пластика, ваза с ландышами севрского фарфора на столе дополняют декор Музыкального салона.
Старинный низкий красного дерева рояль венской работы начала XIX века — единственный музыкальный инструмент, сохранившийся в Архангельском. Он напоминает о музыкальных и литературных вечерах, когда в этой гостиной собирались музыканты, артисты, литераторы, и среди них А. С. Пушкин и П. А. Вяземский. Здесь, в этом зале, великий поэт, быть может, читал когда-то свои стихи.
Колорит кабинета выдержан в спокойных тонах. Золотистый тон росписей и кремовые оттенки тканей вместе с пастельными тонами ковра, в центре которого крепостные мастера Полтавской фабрики выткали сценку из народной сказки «Лиса и журавль», создают общий приглушенный тон, подчеркивающий многообразие, богатство и великолепие коллекции живописи.
Здесь находилась центральная часть картинной галереи дворца. Картины разных жанров и разных школ, сплошным декоративным ковром покрывающие стены зала, размещены согласно требованиям классицизма: в центре плоскости каждой стены помещено наиболее значительное полотно, вокруг строго симметрично расположены остальные картины.
Большая часть работ на левой стене — французской школы. Две превосходные марины — «Кораблекрушение» и «Туманный вечер в гавани» — принадлежат кисти одного из ведущих пейзажистов Франции — Жозефа Берне (1714—1789), очень модного при всех европейских дворах. Портрет жены владельца усадьбы княгини Т. В. Юсуповой (в центре) исполнен Жаном Лораном Монье (1744—1808) во время его пребывания в России в начале XIX века. Одновременно с Монье в России работала знаменитая француженка Элизабет Виже-Лебрен (1755—1842), с огромным успехом писавшая женские портреты. Ее кисти принадлежат «Портрет графини М. В. Кочубей» и очаровательный, получивший европейскую известность «Портрет итальянской певицы Анжелики Каталани».
В коллекции итальянской живописи хороши два вида Венеции — «Площадь Сан-Марко» и «Мост Риальто» (на главной стене) — работы Бернардо Белотто (1720—1780). С большой любовью, очень точно и тщательно передает художник облик своего родного города.
Картины фламандской школы живописи в музее немногочисленны. Это работа ученика великого фламандца Петера Рубенса — Абрагама Дипенбека «Минерва защищает плодородие от бога войны Марса» и «Портрет неизвестной дамы» кисти лучшего из учеников Рубенса, блестящего портретиста, творчество которого оказало большое влияние на европейскую живопись, Антониса Ван-Дейка (1599—1641).
Прелесть «Портрета неизвестной дамы» не только в обаянии модели, но и в красоте колорита: благородное сочетание темно-золотистого атласа драпировки с серебристым тоном и черным бархатом мантии отвечает облику элегантной знатной дамы.
В галерее Архангельского важнейшее место занимала голландская школа живописи периода ее расцвета (XVII век).
Середина XVII века, когда голландские художники достигают вершин реалистического мастерства, представлена несколькими первоклассными работами: «Ночной пейзаж» мастера эффектов вечернего и ночного освещения Арта ван дер Нера (1603—1677), «Пейзаж с коровами» замечательного анималиста Пауля Поттера (1625—1654), «Схватка» Ф. Воувермана (1619—1668), виртуозно передававшего военные и охотничьи сцены.
Музыкальный салон завершает ряд парадных дворцовых гостиных. Восточная часть дома состоит уже из жилых помещений.