/ Главная / Подмосковье / Архангельское / Дворец, первый этаж / Салон
Строгий вкус определяет стиль Салона — парадной гостиной, где устраивались литературные и музыкальные вечера.
Плафон и стены зала покрыты росписями в стиле позднего классицизма. Мотивы росписей характерны для начала 20-х годов XIX века — фигуры лебедей, лиры, розетки, гирлянды цветов. Они несколько контрастируют со значительно более ранним гарнитуром золоченой мебели необычайно легких изящных форм, выполненной русскими мастерами в конце XVIII века.
Между тем Салон производит впечатление удивительного художественного единства. Это впечатление достигается тонким цветовым оформлением: бледная окраска стен гармонирует с матово-золотистой тканью обивки мебели и тяжелых занавесей на окнах; зеленовато-серебристый тон росписей плафона как бы перекликается с блеклыми красками старинного французского ковра на полу. Все в целом создает определенную цветовую композицию, объединяющую зал в единое гармоничное целое.
На этом фоне особенно эффектно выглядит главное декоративное украшение интерьера — коллекция французской живописи XVII—XVIII веков.
Во дворце Архангельского размещалась одна из самых крупных в первой четверти XIX века частных картинных галерей России и Европы, включавшая первоклассные полотна крупнейших западноевропейских мастеров XVII — начала XIX века. Создававшаяся в последней трети XVIII и первом десятилетии XIX века, коллекция в значительной степени отразила вкусы верхушки аристократического общества того времени, к которой принадлежал и владелец усадьбы князь Н. Б. Юсупов. Это определило состав галереи, где преобладали полотна на исторические, мифологические сюжеты, пейзажи и портреты. Самой модной школой живописи тогда считалась французская. Юсупов, часто бывавший в Европе, подолгу жил во Франции, закупал картины у комиссионеров, а также заказывал их самым знаменитым художникам — Грезу, Фрагонару, Берне, Роберу и другим. Поэтому наиболее богато и разнообразно представлена в собрании Архангельского французская школа живописи.
В Салоне находится одна из немногих в музеях подлинных работ главы Парижской академии художеств Шарля Лебрена (1619—1690), руководившего всей художественной жизнью Франции во второй половине XVII века,— полотно «Жертвоприношение Ифигении». Сюжетом его послужил эпизод из Троянской войны: царь древних греков Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, чтобы дать победу в войне своим соотечественникам. Воспевая подвиг царя, поставившего общие интересы выше личных, Лебрен не только в аллегорической форме прославляет своего государя — Людовика XIV, но и вносит в картину определенное гражданственное звучание, усиленное торжественностью и патетикой его живописного языка.
Кисти известного исторического живописца Габриэля Франсуа Дуайена (1726—1806), в конце жизни преподававшего в Петербургской академии художеств и умершего в России, принадлежит огромная композиция «Андромаха защищает своего сына Астианакса». Здесь трагический эпизод из Троянской войны послужил для художника поводом развернуть на полотне, написанном по всем академическим правилам, пышное театрализованное зрелище. Дени Дидро — крупнейший художественный критик того времени — самой удачной фигурой картины считал Андромаху, жену защитника Трои Гектора, которая пытается спасти своего сына Астианакса, обреченного на гибель вождем греков Одиссеем.
Сейчас в музеях нашей страны экспонируются работы Г. Ф. Дуайена только в Архангельском.
Совсем иным было творчество современника Дуайена, блестящего живописца рококо, любимого художника европейской и русской аристократии — Франсуа Буше (1703—1770).
Из многочисленных работ Франсуа Буше в Архангельском осталась только одна — «Испуганная купальщица». Нарядная декоративность этой небольшой вещи, исполненной пленительной грации, изысканные цветовые сочетания ставят ее в ряд лучших картин галереи дворца.