/ Главная / Города России / Углич / Гражданская архитектура XVIII века
В Угличе сохранились деревянные и каменные постройки XVIII века. По наиболее старым из них можно составить некоторое представление о гражданской архитектуре начала и середины XVIII столетия.Деревянные жилые дома того времени строились из больших бревен толщиной 30—40, а иногда даже 50 и более сантиметров. В двухэтажных домах первый, подклетный, этаж использовался под хозяйственные помещения, а второй, разделенный сенями на две части, был жилой. Большинство домов имело пристроенное красное крыльцо. Перила лестниц и настенные лавки украшались резными досками. В домах зажиточных посадских людей и купцов потолки жилых покоев имели лепной орнамент, а печи украшались разноцветными фигурными изразцами, имевшими иногда поучительные и назидательные надписи.
Во второй половине XVIII века, и особенно в конце его, среди деревянных построек города появляются каменные жилые и общественные здания.
В 1784 году Углич был заново перепланирован. Вместо старой, запутанной застройки с кривыми улочками, тесными переулками, тупиками появилась четкая, ясная схема планировки с прямолинейными, широкими улицами, сходящимися к центру города. Начался новый этап в строительстве Углича. Старые дома оказались далеко на задворках, среди садов и огородов, а на вновь проложенных улицах начали воздвигаться новые здания, многие из которых сохранились до наших дней.
Дом быв. Меховых
(ул. Каменская, 4)
Как и в большинстве двухэтажных жилых зданий того времени, хозяйственные помещения (кладовые, житницы и прочие) располагались в первом этаже, а верх занимали жилые покои и горница. Назначение почти всех помещений, их первоначальное убранство изменились, но основная планировка осталась прежней.
Лестница, расположенная внутри здания, ведет в сени, разделяющие второй этаж на две части. Настенные лавки украшены резными подзорами, в нижнем бревне стены, пересекающей лестницу, вырезана арочка. Интересна печь жилых покоев с разноцветными изразцами, имеющими разнообразные рисунки: в обрамлении растительного орнамента изображены различные животные и птицы, человеческие фигуры.
На втором этаже западного фасада — спаренные окна. Они часто встречались в деревянных сооружениях XVIII века.
Наружный облик и внутренняя планировка дома Меховых дают представление о жилых домах, строившихся в Угличе в конце XVII и первой половине XVIII века.
Дом быв. Казимировых
(ул. Гражданская, 7)
В глубине сада, вдали от проезжей части улицы, расположен двухэтажный деревянный дом Казимировых, ценный памятник гражданской архитектуры XVIII века.
Дом построен из толстых и длинных бревен. Фасады его лишены декоративного убранства. Не дошли до наших дней крыша и парадное красное крыльцо, следы примыкания которого отчетливо видны на южной стене.
Лестница красного крыльца вела на второй этаж к жилым комнатам, разделенным просторными сенями. Сохранилась внутренняя лестница, примыкающая к южной стене. Обращают на себя внимание пологая арочка, вырезанная в толстом бревне над нижними ступеньками, и старые скамейки, украшенные, как и перила лестницы, резными досками. Из сеней узкая лесенка идет на первый этаж, служивший раньше для хозяйственных нужд, а другая — поднимается на чердак.
Очень интересна основная жилая комната — покои: потолок украшен лепным орнаментом, в центре которого — распростерший крылья орел; у северной стены до недавнего времени стояла печь с яркими цветными изразцами, на них изображены были люди, причудливые фантастические звери и птицы. (Несколько лет тому назад печь перевезена в Санкт_Петербург в Русский музей).
Дом быв. Серебренников (Овсянниковых)
(ул. Карла Либкнехта, 14)
Интересным памятником гражданского зодчества середины XVIII века является дом Серебренниковых, принадлежавший последнее время Овсянниковым, состоящий из каменного жилого здания и примыкающей к нему двухэтажной деревянной пристройки.
Широко образованные люди, интересовавшиеся прошлымсвоего родного города, Серебренниковы написали немало работ, посвященных истории Углича и его древним архитектурным памятникам. В доме Серебренниковых бывали видные деятели русской культуры: И. С. Аксаков, М. П. Погодин и другие.
Фасады каменного двухэтажного дома украшены характерными для XVIII века оконными наличниками, простыми по своему рисунку на первом этаже и более сложными — на втором. На северном фасаде, в центре, — полукруглый фронтон. Высокая, переделанная, но сохранившая свои старые формы деревянная кровля поднимается над зданием.
Внутренняя планировка дома изменена.
Существующая ныне деревянная пристройка построена на месте разобранной старой.
Дом быв. Калашниковых
(ул. Первомайская, 13/10)
Главный фасад расчленен нешироким междуэтажным пояском. Окна первого этажа обрамлены прямоугольными наличниками, по углам — рустованные пилястры. Изящно и своеобразно декоративное убранство второго этажа, украшенного цветными изразцами, которые отчетливо выделяются на белой плоскости стены. Интересны оконные наличники.
Разнообразные по рисунку изразцы заслуживают пристального внимания, на них в обрамлении узорной рамки изображены фигуры людей, причудливые звери, фантастические птицы.
В 1952 году были проведены работы по реставрации дома Калашниковых, ценного памятника гражданского зодчества XVIII века.
Этот дом еще интересен тем, что в нем в 1849 году родился талантливый русский изобретатель Василий Иванович Калашников, основатель Нижегородского отделения Русского технического общества.
Сельцо Григорьевское
На левом берегу Волги, напротив кремля, во второй половине XVIII века появляется обширная и богатая усадьба. Здесь на земле, подаренной Екатериной II угличскому дворянину П. Н. Григорьеву (Григорову), строится обширный дворец, разбивается парк.
Появление роскошной усадьбы у небогатого и малознатного помещика вызвало немало толков о тайных делах императорского дома. Молва говорила о том, что Екатерина II предложила Григорьеву назваться отцом дочери от тайного брака покойной императрицы Елизаветы Петровны...
Огромный дом, вытянувшийся вдоль набережной Волги, с многочисленными залами, галереями, разнообразными комнатами, библиотекой и даже театром сохранился не весь. К зданию примыкали различные хозяйственные постройки, оранжереи. Внутренняя планировка этого великолепного в прошлом сооружения переделана, лишь кое-где можно увидеть оставшиеся нетронутыми фрагменты старого убранства комнат и лестниц.
О роскоши здания можно составить представление по старым фотографиям и живописным работам художника П. Д. Бучкина, хранящимся в Угличском музее.
Рядом с домом находились липовые аллеи, пруды и небольшие острова со статуями Венеры, Дианы и Самсона, павильон с бассейнами, уединенные беседки. Парк был окружен каменной оградой с воротами. Скульптура и парковые постройки, которые возводились, вероятно, под руководством столичных мастеров, не дошли до наших дней.
Неплохо сохранился наружный облик центральной части здания. Обращает на себя внимание главный южный шестиколонный портик, центр которого выделен более широким интервалом между колоннами.
Размах и смелость замысла, с мастерством сделанные детали наводят на мысль, что к строительству григорьевских хором был причастен кто-нибудь из незаурядных архитекторов того времени.
После Григорьева богатой усадьбой на берегу Волги владел угличский предводитель дворянства Супоньев. «Сельцо Григорьевское» стало именоваться Супоньевским дворцом.
Сейчас в бывшем помещичьем доме размещается библиотека и жилые квартиры. К зданию вплотную подошел судоходный отводный канал, по которому проплывают волжские теплоходы вверх в Москву, вниз до Ярославля, Астрахани, Уфы.
Зимин двор
Здание в плане имеет П-образную форму. Главный западный фасад прост — карнизы и фризы лишены декоративных деталей. Средняя, более высокая часть дома немного выступает вперед; колонны, приземистые на первом этаже, стройные и высокие на втором, выделяют центр этого симметрично решенного здания.
Внутренняя планировка этого сооружения неоднократно изменялась. Но, несмотря на различные переделки и искажения, «Зимин двор» представляет интерес как образец крупного городского здания XVIII столетия.