/ Главная / Города России / Углич / Из прошлого
Основание Углича относится к незапамятным временам. Местные летописи утверждают, что Углич был основан в 937 году посланцем великого князя киевского Яном Плесковичем, прибывшим с дружиной в район Верхневолжья для переписи многолюдного населения и «ради сбора дани».Десять лет спустя, в 947 году, Ян Плескович просил княгиню Ольгу разрешить ему укрепить то место, где он обосновался. Город был возведен на Яновом поле, что, вероятно, равнозначно Углече-полю.
В 1148 году упоминание об Угличе встречается в Ипатьевской летописи в связи с военными действиями между Киевским, Смоленским и Новгородским княжествами с одной стороны и Ростово-Суздальским — с другой. Из летописи видно, что новгородцы и смоляне опустошали города и села, подвластные ростово-суздальскому князю Юрию Долгорукому. Они двигались по обоим берегам Волги, дошли и до Углече-поля. Об этом же походе сообщает и берестяная грамота, найденная в Новгороде во время археологических раскопок в 1952 году экспедицией под руководством профессора А. В. Арциховского.
До XIII столетия город входил в состав Ростовской земли. А в 1218 году он стал столицей самостоятельного удельного княжества.
В 1237 году полчища хана Батыя обрушились на русскую землю. Углич был в числе городов, захваченных татаро-монголами: в феврале 1238 года он был разграблен и разрушен, а его жители обложены тяжелой данью или уведены в неволю.
4 марта 1238 года вместе с дружинами других княжеств угличане приняли участие в исторической битве с врагом на берегах реки Сити, что течет недалеко от Углича.
В 1380 году угличская дружина участвовала в Куликовской битве.
В одной из угличских летописей рассказывается, что в 1328 году Углич был куплен московским князем Иваном Калитой у потомков угличского князя Романа. С этого момента история Углича тесно связывается с историей Московского княжества.
Долгое время Угличем управляли потомки Димитрия Донского. При одном из них, Константине, город снова приобрел такую большую самостоятельность, что в нем даже чеканилась своя монета.
В XIV и XV веках Углич включается в борьбу, которую вела Москва за объединение русских земель. Так, он принял участие в войне Московского княжества с Тверью. В 1371 году город был сожжен войсками тверского князя Михаила, шедшими для завоевания Костромы.
В середине XV века Углич стал центром феодальной войны, тянувшейся двадцать лет (1432—1453). В 1441 году галицкий князь Димитрий Шемяка начал военные действия против московского князя Василия Васильевича. Но московское войско подошло к Угличу и вынудило Димитрия Шемяку бежать в Новгород. В 1446 году Димитрий Шемяка неожиданно захватил Москву. Союзники Шемяки схватили князя Василия Васильевича в Троице-Сергиевом монастыре, выкололи ему глаза, а за тем посадили в угличскую тюрьму. Год спустя Димитрий Шемяка приезжал в Углич и просил у Василия Темного прощения. После примирения Димитрий Шемяка остался в Москве, а Василию Темному дал в удел город Вологду. Вскоре борьба между князьями возобновилась и закончилась победой Василия Темного, который вернул себе московский престол. Войска Василия Темного после осады взяли Углич, где находились сторонники Димитрия Шемяки, и опустошили город.
В 1462 году Василий Темный отдал Углич своему сыну Андрею Большому, вошедшему в историю под прозвищем Горяй (1462—1492). При нем в Угличе построен дворец угличских князей, ряд храмов и зданий.
Город постепенно рос, развивался. В XV—XVI веках сложились важнейшие черты планировки города, которую можно представить по плану XVII века.
Как и все русские города, Углич состоял из нескольких частей. В центре, на самом берегу Волги, возвышался кремль — мощная крепость с деревянными стенами и башнями. Через ров, реку Шелковку и Каменный ручей были перекинуты мосты. В кремле стояли княжеский дворец, собор и дома феодальной знати.
Около кремля располагался посад ремесленников и торговых людей. За посадом лежали слободы кузнецов, ткачей, гончаров, медников, оружейников.
На дорогах, ведущих в город, стояли монастыри, прикрывавшие подступы к Угличу.
О размерах города можно судить по сообщению Никоновской летописи, где говорится, что во время пожара (1491 год) сгорело 15 церквей и 500 дворов. Пожары в городах древней Руси причиняли страшные опустошения, поэтому можно полагать, что дворов и церквей в городе было немногим более, чем сгорело. Летописец прямо заявляет: «...сгоре град Углич весь».
Недалеко от Углича, в вотчине князей Ушатых, русским мастером Выродковым в 1551 году были срублены стены крепости Свияжск с двумя церквами.
Весной следующего года крепость была плотами спущена по Волге и вновь собрана на высокой горе при впадении Свияги в Волгу. В ней разместилось пять тысяч казаков.
Отсюда началось наступление русских войск на Казань. Оно завершилось присоединением Казани в 1552 году к Русскому государству.
В это же время в городе продолжается развитие различных ремесел. Широкую известность получили шандалы — подсвечники для нескольких свечей, производимые угличскими ремесленниками. Эти изделия вырабатывались в городе длительное время.
Угличские ремесленники варили селитру и доставляли ее в Москву, в Пушечный приказ.
В конце XVI и начале XVII века Углич пережил ряд событий, которые послужили основой для создания своеобразной летописной литературы — «О разорении града Углича». В ней Углич называется «многострадальным».
После смерти царя Ивана IV наследник престола царевич Димитрий с матерью Марией Нагой и родственниками, враждебно относившимися к боярину Борису Годунову, в мае 1584 года был послан в Углич.
Царевич Димитрий жил в Угличе около семи лет. 15 мая 1591 года сбежавшиеся на тревожные звуки набата люди застали царевича мертвым.
Его смерть до сих пор является загадкой. В литературе по этому вопросу имеется несколько предположений. Смысл первого в том, что Димитрий был убит по приказу Бориса Годунова, видевшего в нем возможного претендента на престол. Согласно второй версии Димитрий закололся ножом в эпилептическом припадке во время игры в «тычку».
Сбежавшиеся в кремль угличане по указанию Михаила Нагого— брата царицы без суда и следствия убили Данилу Битяговского, Никиту Качалова, Осипа Волохова как представителей власти Бориса Годунова в городе. Их обвинили в убийстве царевича. Михаил Нагой велел также убить трех посадских: «Савву, плотника, каменщика Митю Суздальца да мужика Белотельца».
Как только весть об угличских событиях дошла до Москвы, царь послал на место происшествия комиссию для расследования. Она заявила, что царевич Димитрий зарезался сам в припадке падучей болезни (эпилепсии), а дьяк Данила Битяговский и другие убиты угличанами невинно по наущению Нагих.
События мая 1591 года положили конец угличскому княжескому двору. Нагие были разосланы по разным тюрьмам, царица Мария Федоровна пострижена в монахини и сослана в монастырь на Выксе, в Череповецкий уезд. За расправу со сторонниками Бориса Годунова около 200 угличан были жестоко наказаны. Одним отрезали языки, других заточили в тюрьмы, 60 семей были высланы в Сибирь, в город Пелым. Ссыльные угличане целый год шли до Пелыма, многие погибли в пути. Наказали не только восставших угличан, но и колокол, оповестивший о гибели царевича. Борис Годунов велел предать колокол позору. Его сбросили с колокольни, на площади при народе высекли плетьми, вырвали язык и отрубили одно ухо. После этого колокол в сопровождении охраны отправили в город Тобольск, где он значился «первоссыльным неодушевленным с Углича».
Гибель царевича Димитрия послужила внешним поводом к антифеодальному восстанию городских низов. В нем приняли участие «посадские черные люди», жители пригородных слобод, посошные люди, согнанные в город на государеву службу.
На рубеже XVII столетия в Русском государстве вспыхнула великая крестьянская война, вызванная усилением помещичьего гнета, голодом, охватившим всю страну, и рядом других внутригосударственных трудностей.
Сложной обстановкой в стране воспользовались польские феодалы. Они пустили слух, будто царевич Димитрий жив и бежал из русского государства в Польшу, собрали большое войско и под командованием Лжедимитрия I двинули его на Москву.
Провал первого похода и гибель самозванца не остановили интервентов. Они начали собирать силы для нового похода на Москву под предводительством авантюриста Лжедимитрия II.
Чтобы доказать, что действительный царевич умер в Угличе, весной 1606 года туда приехала правительственная комиссия, возглавляемая ростовским митрополитом Филаретом. Комиссия раскопала могилу царевича Димитрия. Его останки были объявлены нетленными и под торжественный звон колоколов в сопровождении духовенства перенесены в Москву.
Однако провозглашение царевича Димитрия святым не предотвратило польскую интервенцию.
В октябре 1608 года польские отряды появились в окрестностях Углича, а затем после короткого боя ворвались в город.
Углич превратился в арену ожесточенной борьбы. С осени 1608 года до весны 1612 года он несколько раз переходил из рук в руки. Угличане стояли насмерть. Героическую оборону возглавляли простые русские люди. Среди них мужественные патриоты: Елизар Корсаков, Богдан Неведров, Богдан Нагин и Иван Лаптев. Личным примером они вдохновляли угличан на стойкое сопротивление врагу.
Весной 1612 года город был освобожден от интервентов и их пособников силами ополчения Минина и Пожарского.
Положение Углича после интервенции хорошо описано в донесении на имя царя угличским воеводой Петром Дашковым в 1617 году. Воевода писал: «На Угличе ратных людей, дворян, детей боярских и иноземцев нет, все посланы на твои государевы службы; стрельцов и воротников нет же ни одного человека, только шесть человек пушкарей, да и те голодны, и для осадного времени хлебных запасов нет же, а с Угличского уезда хлебных запасов собрать не с кого; зелейной пороховой казны мало; у острога мосты не домощены, в башнях мосты подгнили; посадские люди... от нынешней великой хлебной дороговизны с женами и детьми побрели розно, а которые и остались, те к осадному сидению страшливы и приступным мерам без ратных людей торопки, потому что от Литвы выжжены и высечены и разорены без остатка, а из уезда сошные люди летней порою в осаду совсем для тесноты не пойдут да и потому, что в городе у них хлебных запасов нет, бегают по лесам».
В 1719 году Углич — центр провинции, входившей в состав Санкт-Петербургской губернии. Спустя 8 лет Угличская провинция была присоединена к Московской губернии.
Значительные изменения, вызванные правительственными реформами Петра I, произошли в экономике, быту и культуре города.
Сотни людей из Углича направлялись на строительство Петербурга. Многие угличане были перемещены туда на постоянное жительство. В результате этих угонов и рекрутских наборов численность населения в Угличе и окрестных селах сократилась.
Одно из первых мест в экономике города занимало кожевенное производство. Угличские кожевники выделывали кожи старым способом. Петр I в городе Ревеле познакомился с новым способом выделки кож при помощи ворванного сала и решил научить этому всех кожевников России. В 1715 году царь издал специальный указ, запрещавший делать «кожи з дехтем». Для обучения новому способу из Углича в Москву были направлены три мастера во главе с Титом Болтуновым.
Прожив в Москве три месяца и не дождавшись определения в науку, угличские кожевники «с Москвы без указу сошли понеже- де пить и есть нечего». Так в Угличе и не узнали нового способа выделки кож. Долго еще их выделывали «старым манером з дехтем».
В 1721 году предписано было открыть в Угличе цифирную школу. Для организации школы и обучения детей был направлен «ученик академии Иван Калитеевский, который арифметику и геометрию окончил». Молодому учителю предписывалось «учить... дьячих и подьячих, половых и протчего церковного чину... детей, а посадских и прочих чинов детей же, которые сами похотят, кроме дворянских детей, отнюдь не принимать».
Приехав в Углич в феврале 1722 года, Калитеевский обратился к воеводе с просьбой отвести помещение для школы и выписать из Москвы учебные пособия.
Но оказалось, что прежде всего надо было найти учеников. Воевода отдал распоряжение, чтобы в школу поступили дети церковнослужителей. Среди церковников это вызвало возмущение. Они отказались послать детей в школу без указа Синода. Не хотели учиться и дети дворян. Их родителей не пугал даже суровый пункт указа: «а которые ученики учиться не похотят и тех женитьца не допускать».
В ноябре 1722 года воевода отправил учителя обратно в Петербург, снабдив его двумя рублями. Первая попытка создать в Угличе цифирную школу не увенчалась успехом. Лишь в 1787 году здесь было открыто малое народное училище.
В начале XVIII века в Угличе возникло несколько купеческих мануфактур. Среди них особое место занимает писчебумажная, основанная в 1735 году купцом Переславцевым.
Во второй половине XVIII века происходит дальнейшее развитие ремесла и торговли.
На десяти кожевенных заводах делали юфть красную и черную разных видов. На этих заводах в 1786 году насчитывалось 130 работных людей. Многие угличские кузнецы специализировались на изготовлении безменов, которые славились далеко за пределами края.
С развитием ремесел и торговли в конце XVIII века в городе все больше и больше возводится каменных зданий. В связи с этим на окраинах Углича появилось несколько кирпичных заводов.
С 1784 года старые, кривые улицы и переулки заменялись новыми улицами, которые прямыми лучами расходились от центральной площади. Эта планировка города сохранилась и до наших дней.
В 1820 году в городе открылось первое уездное приходское училище, а в 1844 — второе.
В 1844 году учитель истории угличского уездного училища Ф. X. Киссель выпустил книгу "История города Углича", которая была одной из наиболее ранних краеведческих монографий в России.
После реформы 1861 года хозяйство России, вся ее жизнь перестраивались на капиталистический лад. Новая полоса развития затронула и Углич. Несколько расширилось и увеличило производство самое крупное предприятие города — писчебумажная фабрика. На ней вырабатывалось до 20 тысяч пудов бумаги в год. На всех предприятиях города в конце XIX столетия было занято более 400 рабочих.
В целом же в развитии экономики города наблюдался застой и упадок.
Поддерживать производство и торговлю при тогдашних путях сообщения было невозможно. Летом прекращалось пароходное сообщение из-за обмеления Волги. Проезд в город по грунтовым дорогам, особенно весной и осенью, был крайне трудным из-за бездорожья.
Документы, относящиеся к первому десятилетию XX столетия, отмечают, что важное место в жизни населения занимали отхожие промыслы. В 1903 году в Угличе и Угличском уезде лицам податного сословия было выдано за год 28 тысяч паспортов на отхожие промыслы в Москву и Петербург.
Большой отлив населения из Углича произошел в 1912 году, когда сгорела писчебумажная фабрика и около 500 человек лишились работы.
Углич превращался в глухой провинциальный город, где жизнь текла тихо и однообразно.
В путеводителе, вышедшем в Москве в 1913 году, говорилось: в Угличе «дремлют в непосредственном соседстве величавые памятники минувшего и бесцветная современность захолустья».
В 1905—1907 годах революционная волна дошла и до Углича.
16 ноября 1905 года в Угличе началась забастовка почтово- телеграфных служащих, которые выступили в поддержку съезда Всероссийского почтово-телеграфного союза.
В это же время происходят и выступления крестьян. В село| Новом Угличского уезда в помещении земского училища 13 ноября 1905 года состоялся митинг, на котором присутствовало около 100 человек. Оратор из Ярославля призывал крестьян действовать в союзе с городскими рабочими, выступать организованно и с помощью оружия захватить землю у помещиков.
Через четыре дня на митинге в этом селе присутствовало уже свыше 300 человек. Митинг происходил на площади перед волостным правлением. Полиция пыталась арестовать ораторов, но крестьяне не допустили этого.
Местные власти приняли срочные меры для прекращения волнений, вспыхнувших в городе и деревнях. Для ареста организаторов волнений из Углича направили несколько отрядов стражников. В городе усиленно действовали черносотенцы.
Когда началось вооруженное восстание рабочих в Москве, угличские буржуа, сидевшие в городской думе, приняли решение о выделении дополнительных средств на вооружение полиции. Были приобретены нагайки, которыми снабдили всех стражников. Полицмейстер Углича потребовал из Ярославля подкреплений для местной полиции. Вскоре в город прибыл казачий отряд.
В феврале 1917 года в Угличе был создан Угличский Союз рабочих и солдат, выражавший волю трудящихся. Буржуазия и помещики организовали свой орган власти — комитет общественной безопасности.
Исполнительный комитет общественной безопасности поддерживал Временное буржуазное правительство, стремился лишить трудовое население города и уезда известий о разгорающейся в стране революционной борьбе.
4 июня 1917 года комитет послал в Петроград телеграмму, в которой призывал Временное правительство «энергично подавлять» революционные выступления, 13 июля он принял решение задерживать и уничтожать большевистскую газету «Правда».
Однако популярность комитета общественной безопасности среди масс была крайне невелика. С каждым днем возрастала роль Совета в лице Союза рабочих и солдат, который первоначально был немногочисленным и представлял нечто вроде профессиональной организации.
Положение в Союзе резко изменилось в конце ноября 1917 года, когда в Углич приехала группа рабочих, возглавляемая большевиком Г. М. Дувакиным с Сестрорецкого оружейного завода. По его инициативе в состав правления Союза были включены большевистски настроенные рабочие, создана Красная гвардия.
12 декабря 1917 года в Угличе установилась Советская власть.