/ Главная / Города России / Углич / Кремль

И. Потехин. Угличская крепость в XVII в.
И. Потехин. Угличская крепость в XVII в.
Центром старого города, его наиболее укрепленной частью был кремль — «крепость града Углича», — расположенный у излучины Волги на ее правом возвышенном берегу. С севера кремль защищали воды Волги. С запада и востока путь врагам преграждали крутые берега речки Шелковки и Каменного ручья, а с юга — глубокий ров, соединяющий ручей с речкой.

На протяжении веков изменялись укрепления и внутренняя планировка кремля, но неизменно эта часть древнего города оставалась административным и военным центром окрестного края.

В кремле находились городской собор, княжеский дворец, позднее воеводская изба, городская дума; здесь вершились суды, решались важные и спорные вопросы; сюда в праздничные и тревожные дни, призываемые торжественным или беспокойным звоном кремлевских колоколов, собирались угличане; отсюда они уходили в далекие походы и здесь же, «в крепости града», праздновали свои победы.

Многое помнит угличский кремль: еще до нашествия татаро-монгольских полчищ возводились в нем первые крепостные сооружения, строились терема и храмы; рознь князей превращала кремлевские палаты в темницы; укреплял стены и возводил пышные каменные хоромы князь Горяй; тревожно и призывно гудел колокол в час гибели царевича Димитрия; не раз у кремля шумели сражения, уничтожавшие кремлевские постройки, но из пожарищ и пепла снова поднимались башни и стены, новые терема и новые храмы.

В 1660—1662 годах в последний раз укрепляется угличский кремль. Возводятся деревянные стены, башни и мосты.
Спустя сто лет за ветхостью и ненадобностью крепость была разобрана.

Ныне угличский кремль потерял свой суровый крепостной облик: ров заплыл и зарос, ничего не сохранилось от кремлевских укреплений, тенистые деревья и кустарники растут на месте стен и башен. Только немногое — палаты княжеского дворца, церковь Димитрия-царевича, Спасо-Преображенский собор и колокольня — напоминает о прошлом.

Княжеский дворец

Палата удельных князей. XV в. Северный фасад.
Палата удельных князей. XV в. Северный фасад.
Древнейший архитектурный памятник Углича и одно из наиболее интересных гражданских сооружений древнерусского зодчества — дворец угличских удельных князей.

Во второй половине XV века при энергичном и влиятельном князе Андрее Горяе ведутся большие строительные работы в Угличе и его окрестностях. В кремле сооружаются каменный Спасо-Преображенский собор и княжеский дворец, о богатстве и размерах которого можно судить по археологическим раскопкам, проведенным в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Сохранившиеся каменные палаты — только часть (вероятно, парадная) княжьего двора. Трудно установить, как выглядел княжеский дворец в XV—XVI веках, какие пристройки окружали его, как соединялись каменные палаты с деревянными теремами, дворами и службами. Но бесспорно, что это было одно из наиболее пышных, богатых и интересных сооружений своего времени.

Во дворце жили угличские князья и царские наместники. В 1584 году здесь поселилась Мария Нагая со своим сыном царевичем Димитрием, а спустя семь лет, в 1591 году, у дворцовых стен разыгрались кровавые события, всколыхнувшие всю Россию. С тех пор княжеский дворец часто называют дворцом или палатами царевича Димитрия.

Много лет каменные палаты дворца стояли разрушенными и заброшенными. В XVIII веке их чуть было не разобрали на кирпич. Несколько раз угличане обращались с прошением о помощи в восстановлении дворца, но почти все просьбы оставались без ответа.

В 1802 году дворец был покрыт железной крышей и частично отремонтирован. В 1892 году проведены большие работы по реставрации этого древнейшего памятника архитектуры. Тогда же к северной стене пристроили новое крыльцо.

Палата удельных князей. Носилы и фонарь. XVII в.
Палата удельных князей. Носилы и фонарь. XVII в.
Квадратное в плане здание, построенное из большемерного кирпича, разделено на три этажа. Первый, полуподвальный этаж (уровень земли вокруг дворца заметно поднялся), состоящий из двух помещений, использовался для хозяйственных нужд. Второй, соединенный с первым внутристенной лестницей, делится на три помещения. Третий, верхний этаж занят просторной бесстолпной палатой, предназначавшейся, по-видимому, для торжественных приемов и собраний. Стены и своды палаты были расписаны фресками, остатки которых сохранялись до начала XIX века.

Гладкие плоскости стены прорезаны лишь оконными и дверными проемами, и только верхняя часть украшена пышным декором узорной кирпичной кладки, красных изразцов и балясин.

Особенно интересен и красив западный фасад палат, выходивший на главную соборную площадь кремля. Одно из окон верхнего этажа несколько приподнято, над окнами легкий изящный поясок — «бровка», подготовляющий переход к щедро украшенному декоративному ковру фронтона. Здание перекрыто восьмискатной кровлей.

По сохранившимся палатам угличского дворца можно судить о мастерстве и удивительном таланте древнерусских зодчих, создавших сооружения, которые и сейчас являются прекрасными примерами гармонии и красоты.

Церковь царевича Димитрия, что "на крови"


Церковь царевича Дмитрия "на Крови"
На месте гибели царевича Димитрия в первые годы XVII века была срублена часовня, затем ее сменила деревянная церковь, построенная в 1630 году. Строительство существующей каменной церкви закончилось в 1692 году.

Небольшое здание, состоящее из храма, трапезной, паперти расположено у волжского откоса в северо-восточной части кремля.

Формы здания, приемы его убранства характерны для декоративно-нарядной, «узорочной» архитектуры второй половины XVII века. На ярко-красной глади стены рельефно выделяются белые наличники, обрамляющие оконные проемы, полуколонки на углах и широкий карниз, опоясывающий верхнюю часть храма. Разноцветные и зеленые изразцы дополняют нарядное убранство фасадов.

Южный фасад сохранился почти без изменений. В середине XIX века с севера, со стороны Волги, вместо галереи, был построен придел, по своим пропорциям и формам плохо сочетающийся с общей композицией сооружения.

Внутри здания сохранились росписи, относящиеся ко второй половине XVIII века.

Фрески на стенах и своде храма, выполненные в традициях фресковой живописи XVII века, хотя и уступают лучшим образцам древнерусского искусства, все же обращают на себя внимание выразительными композициями и хорошо сохранившимися местами нежными и прозрачными светло-голубыми и зеленоватыми тонами. Быть может, это последний отзвук замечательной школы ярославских и костромских мастеров монументальной живописи XVII века.

Церковь царевича Дмитрия «на Крови». «Убиение царевича Дмитрия». Композиция на западной стене храма. XVIII в.
Церковь царевича Дмитрия «на Крови». «Убиение царевича Дмитрия». Композиция на западной стене храма. XVIII в.
Наиболее интересна большая многоплановая композиция на западной стене храма, повествующая об убийстве царевича Димитрия и о расправе граждан над убийцами. Художник, объединяя в одно целое различные эпизоды, как бы рассказывает предание о событиях 1591 года в Угличе. В левой части композиции среди роскошных фантастических хором, по своей архитектуре ничем не напоминающих сооружения того времени, изображен царевич Димитрий с матерью и няньками. В левом нижнем углу сцена убийства. Выше изображена смятенная, исполненная ужаса толпа, окружившая царицу и няньку царевича Тучкову, склонившуюся над телом Димитрия. У окна — похороны царевича. Обращает на себя внимание динамичная и выразительная композиция в правой части стены: толпы разгневанных угличан жестоко расправляются с убийцами. Особенно хорошо написаны всадники на стремительно скачущих конях и полные напряжения фигуры с камнями в руках. В центре наверху, на фоне городских стен башен и соборов, изображение царевича Димитрия.

Предполагается, что настенная живопись принадлежит московскому мастеру Сапожникову.

Стенописи в трапезной выполнены борисоглебским мастером Петром Хлебниковым в 1788 году. Они отличаются по своему колориту, рисунку и композиции от фресок на стенах и сводах церкви. Росписи трапезной посвящены библейской легенде о сотворении мира и первых людей — Адама и Евы, — раскрытой в ряде сюжетных сцен. Художник в этой работе отходит от традиции древнерусской живописи. Фигуры людей и животных написаны более реалистично и объемно. Наиболее мастерски написана одна из сцен — сцена грехопадения, изображающая Адама и Еву с яблоком в руках: непринужденная и выразительная поза, живость движений, сочно, со знанием анатомии, написав обнаженные тела — случай редкий в православных церквах. Позднее на некоторых фигурах были приписаны пояса.

Росписи у входа и на паперти менее интересны, часть их относится к более позднему времени. Хороша металлическая, кованая дверь центрального входного проема. Заслуживают внимания и старые иконописные работы, сохранившиеся в церкви.

В 1971—1976 годах художники Ярославской научно-реставрационной мастерской расчистили и укрепили стенописи и иконы, восстановили утраченную резьбу иконостаса.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. Колокольня. Вид с востока.
Спасо-Преображенский собор. Колокольня. Вид с востока.
Наиболее крупное монументальное сооружение кремля — пятиглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в начале XVIII века бригадой каменщиков во главе с оброчным крепостным Григорием Федоровым. Здание собора сооружалось на месте старого Спасо-Преображенского храма, воздвигнутого одновременно с княжеским дворцом, но обветшавшего и разобранного по дозволению Петра I.

Талантливые крепостные мастера создали торжественное и нарядное здание, занявшее доминирующее положение среди сооружений центральной части города. Пять крупных глав собора, высоко поднятых над кремлем, хорошо видны с разных концов Углича.

Наиболее выразителен южный фасад храма, обращенный к городу и выходивший на главную кремлевскую площадь. Очень хорош резной портал, к сожалению, несколько заслоненный выступающим портиком, пристроенным в XIX веке. Колонки и фриз южного входа, ведущего в храм, украшают виноградные гроздья, узорные листья, гирлянды цветов.

Обширное и светлое внутреннее бесстолпное пространство собора производит величественное впечатление. В совершенстве владевшие инженерным искусством зодчие перекрыли центральный объем храма сводом, пролет которого около 14 метров.

В начале XIX века собор был расписан группой художников, возглавляемой крепостным князя Голицына — Т. Медведевым. Живописцы использовали своеобразный декоративный прием архитектурного обрамления сюжетных сцен, выполненных в интенсивных, ярких тонах.

Спасо-Преображенский собор. Вид с юга. Фото нач. XX в.
Спасо-Преображенский собор. Вид с юга. Фото нач. XX в.
Объемно написанные колонны, карнизы, скульптуры создают впечатление пышной театральной декорации, как бы раздвигают внутреннее пространство.

Восточная стена занята высоким многоярусным иконостасом, богато украшенным резьбой. В двух нижних рядах иконостаса находятся наиболее старые иконы.

В последние годы настенные росписи, иконы и резьба иконостаса были реставрированы.