/ Главная / Города России / Углич / Кремль
Центром старого города, его наиболее укрепленной частью был кремль — «крепость града Углича», — расположенный у излучины Волги на ее правом возвышенном берегу. С севера кремль защищали воды Волги. С запада и востока путь врагам преграждали крутые берега речки Шелковки и Каменного ручья, а с юга — глубокий ров, соединяющий ручей с речкой.На протяжении веков изменялись укрепления и внутренняя планировка кремля, но неизменно эта часть древнего города оставалась административным и военным центром окрестного края.
В кремле находились городской собор, княжеский дворец, позднее воеводская изба, городская дума; здесь вершились суды, решались важные и спорные вопросы; сюда в праздничные и тревожные дни, призываемые торжественным или беспокойным звоном кремлевских колоколов, собирались угличане; отсюда они уходили в далекие походы и здесь же, «в крепости града», праздновали свои победы.
Многое помнит угличский кремль: еще до нашествия татаро-монгольских полчищ возводились в нем первые крепостные сооружения, строились терема и храмы; рознь князей превращала кремлевские палаты в темницы; укреплял стены и возводил пышные каменные хоромы князь Горяй; тревожно и призывно гудел колокол в час гибели царевича Димитрия; не раз у кремля шумели сражения, уничтожавшие кремлевские постройки, но из пожарищ и пепла снова поднимались башни и стены, новые терема и новые храмы.
В 1660—1662 годах в последний раз укрепляется угличский кремль. Возводятся деревянные стены, башни и мосты.
Спустя сто лет за ветхостью и ненадобностью крепость была разобрана.
Ныне угличский кремль потерял свой суровый крепостной облик: ров заплыл и зарос, ничего не сохранилось от кремлевских укреплений, тенистые деревья и кустарники растут на месте стен и башен. Только немногое — палаты княжеского дворца, церковь Димитрия-царевича, Спасо-Преображенский собор и колокольня — напоминает о прошлом.
Княжеский дворец
Древнейший архитектурный памятник Углича и одно из наиболее интересных гражданских сооружений древнерусского зодчества — дворец угличских удельных князей.Во второй половине XV века при энергичном и влиятельном князе Андрее Горяе ведутся большие строительные работы в Угличе и его окрестностях. В кремле сооружаются каменный Спасо-Преображенский собор и княжеский дворец, о богатстве и размерах которого можно судить по археологическим раскопкам, проведенным в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Сохранившиеся каменные палаты — только часть (вероятно, парадная) княжьего двора. Трудно установить, как выглядел княжеский дворец в XV—XVI веках, какие пристройки окружали его, как соединялись каменные палаты с деревянными теремами, дворами и службами. Но бесспорно, что это было одно из наиболее пышных, богатых и интересных сооружений своего времени.
Во дворце жили угличские князья и царские наместники. В 1584 году здесь поселилась Мария Нагая со своим сыном царевичем Димитрием, а спустя семь лет, в 1591 году, у дворцовых стен разыгрались кровавые события, всколыхнувшие всю Россию. С тех пор княжеский дворец часто называют дворцом или палатами царевича Димитрия.
Много лет каменные палаты дворца стояли разрушенными и заброшенными. В XVIII веке их чуть было не разобрали на кирпич. Несколько раз угличане обращались с прошением о помощи в восстановлении дворца, но почти все просьбы оставались без ответа.
В 1802 году дворец был покрыт железной крышей и частично отремонтирован. В 1892 году проведены большие работы по реставрации этого древнейшего памятника архитектуры. Тогда же к северной стене пристроили новое крыльцо.
Квадратное в плане здание, построенное из большемерного кирпича, разделено на три этажа. Первый, полуподвальный этаж (уровень земли вокруг дворца заметно поднялся), состоящий из двух помещений, использовался для хозяйственных нужд. Второй, соединенный с первым внутристенной лестницей, делится на три помещения. Третий, верхний этаж занят просторной бесстолпной палатой, предназначавшейся, по-видимому, для торжественных приемов и собраний. Стены и своды палаты были расписаны фресками, остатки которых сохранялись до начала XIX века.Гладкие плоскости стены прорезаны лишь оконными и дверными проемами, и только верхняя часть украшена пышным декором узорной кирпичной кладки, красных изразцов и балясин.
Особенно интересен и красив западный фасад палат, выходивший на главную соборную площадь кремля. Одно из окон верхнего этажа несколько приподнято, над окнами легкий изящный поясок — «бровка», подготовляющий переход к щедро украшенному декоративному ковру фронтона. Здание перекрыто восьмискатной кровлей.
По сохранившимся палатам угличского дворца можно судить о мастерстве и удивительном таланте древнерусских зодчих, создавших сооружения, которые и сейчас являются прекрасными примерами гармонии и красоты.
Церковь царевича Димитрия, что "на крови"
На месте гибели царевича Димитрия в первые годы XVII века была срублена часовня, затем ее сменила деревянная церковь, построенная в 1630 году. Строительство существующей каменной церкви закончилось в 1692 году.Небольшое здание, состоящее из храма, трапезной, паперти расположено у волжского откоса в северо-восточной части кремля.
Формы здания, приемы его убранства характерны для декоративно-нарядной, «узорочной» архитектуры второй половины XVII века. На ярко-красной глади стены рельефно выделяются белые наличники, обрамляющие оконные проемы, полуколонки на углах и широкий карниз, опоясывающий верхнюю часть храма. Разноцветные и зеленые изразцы дополняют нарядное убранство фасадов.
Южный фасад сохранился почти без изменений. В середине XIX века с севера, со стороны Волги, вместо галереи, был построен придел, по своим пропорциям и формам плохо сочетающийся с общей композицией сооружения.
Внутри здания сохранились росписи, относящиеся ко второй половине XVIII века.
Фрески на стенах и своде храма, выполненные в традициях фресковой живописи XVII века, хотя и уступают лучшим образцам древнерусского искусства, все же обращают на себя внимание выразительными композициями и хорошо сохранившимися местами нежными и прозрачными светло-голубыми и зеленоватыми тонами. Быть может, это последний отзвук замечательной школы ярославских и костромских мастеров монументальной живописи XVII века.
Предполагается, что настенная живопись принадлежит московскому мастеру Сапожникову.
Стенописи в трапезной выполнены борисоглебским мастером Петром Хлебниковым в 1788 году. Они отличаются по своему колориту, рисунку и композиции от фресок на стенах и сводах церкви. Росписи трапезной посвящены библейской легенде о сотворении мира и первых людей — Адама и Евы, — раскрытой в ряде сюжетных сцен. Художник в этой работе отходит от традиции древнерусской живописи. Фигуры людей и животных написаны более реалистично и объемно. Наиболее мастерски написана одна из сцен — сцена грехопадения, изображающая Адама и Еву с яблоком в руках: непринужденная и выразительная поза, живость движений, сочно, со знанием анатомии, написав обнаженные тела — случай редкий в православных церквах. Позднее на некоторых фигурах были приписаны пояса.
Росписи у входа и на паперти менее интересны, часть их относится к более позднему времени. Хороша металлическая, кованая дверь центрального входного проема. Заслуживают внимания и старые иконописные работы, сохранившиеся в церкви.
В 1971—1976 годах художники Ярославской научно-реставрационной мастерской расчистили и укрепили стенописи и иконы, восстановили утраченную резьбу иконостаса.
Спасо-Преображенский собор
Наиболее крупное монументальное сооружение кремля — пятиглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в начале XVIII века бригадой каменщиков во главе с оброчным крепостным Григорием Федоровым. Здание собора сооружалось на месте старого Спасо-Преображенского храма, воздвигнутого одновременно с княжеским дворцом, но обветшавшего и разобранного по дозволению Петра I.Талантливые крепостные мастера создали торжественное и нарядное здание, занявшее доминирующее положение среди сооружений центральной части города. Пять крупных глав собора, высоко поднятых над кремлем, хорошо видны с разных концов Углича.
Наиболее выразителен южный фасад храма, обращенный к городу и выходивший на главную кремлевскую площадь. Очень хорош резной портал, к сожалению, несколько заслоненный выступающим портиком, пристроенным в XIX веке. Колонки и фриз южного входа, ведущего в храм, украшают виноградные гроздья, узорные листья, гирлянды цветов.
Обширное и светлое внутреннее бесстолпное пространство собора производит величественное впечатление. В совершенстве владевшие инженерным искусством зодчие перекрыли центральный объем храма сводом, пролет которого около 14 метров.
В начале XIX века собор был расписан группой художников, возглавляемой крепостным князя Голицына — Т. Медведевым. Живописцы использовали своеобразный декоративный прием архитектурного обрамления сюжетных сцен, выполненных в интенсивных, ярких тонах.
Объемно написанные колонны, карнизы, скульптуры создают впечатление пышной театральной декорации, как бы раздвигают внутреннее пространство.Восточная стена занята высоким многоярусным иконостасом, богато украшенным резьбой. В двух нижних рядах иконостаса находятся наиболее старые иконы.
В последние годы настенные росписи, иконы и резьба иконостаса были реставрированы.