/ Главная / Города России / Суздаль / Архитектура Суздаля / XIX век


В конце XVIII века Суздаль, как и все русские города, получил новый регулярный план, по которому очень медленно начал застраиваться только с начала XIX века. Памятников архитектуры XIX века, достойных рассмотрения, в Суздале крайне мало. В первую очередь это обязательные для торговой площади Торговые ряды, или Гостиный двор, построенные в 1806—1811 годах по проекту губернского архитектора Алексея Вершинского. Они занимают западную сторону площади, выходя задним фасадом к реке Каменке. Южное крыло рядов первоначально было двухэтажным. Остальная, одноэтажная, часть трактована в виде галереи, открывающейся в сторону площади сдвоенными колоннами. Над воротами рядов устроен фигурный фронтон. Такие ряды были обычны для многих некрупных городов, похожая постройка имеется в городе Касимове. Значение их как архитектурного произведения заключается чаще всего не в них самих, а в той роли, какую они играют в обновленном ансамбле города. Поэтому о Гостином дворе Суздаля будет речь в последнем разделе нашего очерка.

Более грандиозна, но как художественный памятник менее удачна построенная вслед за Гостиным двором новая городская колокольня, начатая в 1813 году, после победы над Наполеоном, но законченная только в 1819 году. К сожалению, остался неизвестным ее автор. Постройкой руководил крестьянин Кузьмин, которого следует считать прорабом.

Новая колокольня представляет собой довольно обычное для начала XIX века многоярусное сооружение, несколько свободно перелагающее на местный лад стиль ампир и выражающее подъем патриотических чувств времен Отечественной войны. Грубоватый рисунок форм колокольни далеко не украшается тщедушным шпилем.

Более архаична для XIX века колокольня Знаменской церкви, построенная в первой половине XIX века, но своими барочными формами и декором напоминающая архитектурные образы первой половины XVIII века. Однако колокольня довольно хорошо организует микроансамбль из двух церквей, являясь его осью. Помимо этого, она выполняет ту же функцию в городском ансамбле, какую мы отмечали, говоря об окраинных ярусных храмах.

К XIX веку великие владимиро-суздальские архитектурные традиции начали слабеть. Но они были слишком значительны, чтобы умереть. И в маловыразительных городских каменных домах XIX века сказывается внимание к особенностям суздальского архитектурного наследия. Во всяком случае, нельзя сказать, что суздальский ансамбль был загублен какими-либо аляповатыми псевдомонументальными зданиями, на которые было столь падко богатое провинциальное купечество. Вопрос о художественно- исторической природе суздальского архитектурного ансамбля настолько интересен сам по себе, что на нем следует остановиться особо.