/ Главная / Города России / Суздаль / Архитектура Суздаля

Древний Суздаль
Древний Суздаль
«На месте Киева в Суздальском крае явилось более десяти городов, богатевших торговлею и промыслами, и край этот был центральным, в котором культура развилась собственными усилиями народа». Н. П. Кондаков

«... Это и был корень России».

В. А. Солоухин

Старые города — это не только каменная летопись страны, но и своего рода творческая лаборатория, в которой создавалось все лучшее в культуре народа. В города издавна стремились все, кто владел каким-либо ремеслом. Во Владимиро-Суздальской Руси уже в XII веке это привело к блестящему расцвету художественной культуры, пронизанной особым, тонким и возвышенным ощущением красоты. Недаром Игорь Грабарь называл владимиро-суздальское искусство аристократическим по духу. Между тем оно было создано ремесленниками, которых ростовские бояре презрительно называли своими смердами, холопами и каменотесами.

Наряду с Ростовом Великим Суздаль можно считать матерью городов северо-восточной «Залесской» Руси. Его исторический образ так же романтичен, как образ легендарного Китежа. Неповторима его поэтичная архитектура, в которой при изысканности вкуса особенно чувствуются народные основы. Не менее благородна суздальская живопись, белокаменная резьба, роспись по металлу, художественное шитье. Когда-то все это выступало в неразрывном синтезе с архитектурой. Сейчас такой синтез можно видеть лишь в старом кремлевском соборе. Но и выключенные из древних ансамблей, собранные в музее, произведения живописи и шитья живут общей жизнью с суздальской архитектурой, настолько органично их единство с ней.

Настоящий очерк посвящен в основном архитектуре Суздаля, так как затронуть в нем все виды искусства невозможно. Но было бы неверно отрывать архитектуру от всего того, что ее некогда сопровождало. Поэтому произведения живописи и шитья введены в очерк как художественный фон. Автор верит в творческую инициативу посетителя сайта, предоставляя ему возможность самому находить перекличку художественных черт живописи и архитектуры.

Очерк построен в исторической перспективе, а не как путеводитель. Конечно, это создаст некоторые трудности при непосредственном знакомстве с памятниками зодчества, но зато лучше воспримется логика их развития. Да и расстояния в Суздале не такие уж большие, чтобы затруднить возвращение к одному и тому же месту. Ведь ни одно возвращение не проходит без того, чтобы с какой-то новой стороны увидеть уже виденное. А суздальский архитектурный ансамбль, как никакой другой, богат бесконечными точками зрения.

Суздаль — один из древнейших городов русского северо-востока. Корни его теряются в такой глубине веков, что стало непереводимым и само название города. Оно появилось в летописи под 1024 годом в связи с прокатившимся по краю антифеодальным восстанием. При этом под словом «Суздаль» понималась целая округа. Интересно, что и много позднее, уже в новое время, с понятием «Суздальская Русь» связывалось гораздо большее, нежели край. «Суздальская Русь» — это именно русская Русь, начавшая складываться в междуречье Оки и Волги.

Суздаль широко известен как город-музей, в котором русская старина в силу отдаленности города от промышленных центров сохранилась особенно полно. Однако Суздаль не был бы Суздалем, если бы его древняя архитектура привлекала внимание только своей количественной стороной. Представляя «живую старину», архитектура Суздаля имеет такие памятники, какие могли бы составить честь Москве. Созданные на протяжении семи веков (с XIII по XIX век), они составляют удивительный по своей цельности художественный ансамбль, неповторимые качества которого до сих пор достаточно не оценены в истории русской архитектуры.

Своеобразие архитектурного «портрета» Суздаля в известной степени обусловлено необычной исторической судьбой города. Суздаль был столицей княжества до возвышения города Владимира. Юрий Долгорукий жил здесь, а не во Владимире. Уступив при Андрее Боголюбском первенство Владимиру, Суздаль продолжал сохранять особое положение. Он не переходил к младшим князьям, а оставался при великом князе владимирском. Епископия тоже была единой, владимиро-суздальской. Недаром и княжество называлось именно так. Великие князья поддерживали в Суздале древнейшие традиции монументального зодчества. Построенный Юрием Всеволодовичем в 1222—1225 годах собор Рождества богоматери может быть сравнен только со «столичными» соборами древнего Ростова и Владимира.

В XIV веке Суздаль входит в Суздальско-Нижегородское княжество, а после его распада отходит к Москве. Теперь Суздаль становится своего рода хранителем древних церковных традиций, в которых молодая Москва видела свою идейную опору. Московские великие князья и цари делают в Суздаль громадные вклады, развивают монастырское строительство. В Суздале концентрируются многочисленные артели каменщиков, постоянно пополняющиеся талантливыми выходцами из народа. Так как главные царственные заказчики жили не в Суздале, то мастера могли творить в условиях гораздо большей свободы, чем обычно. Очевидно, это стало традицией, с которой были вынуждены считаться и местные заказчики. Поэтому в Суздале в гораздо большей степени, чем в каком-либо другом городе, гармоничность архитектурного ансамбля была результатом тонкого учета мастерами своего предшествующего труда и труда своих сотоварищей по профессии. Это сообщило суздальскому ансамблю особые эстетические качества. Народное и национальное в нем органически слито с общечеловечески прекрасными. Вот почему архитектура «провинциального» Суздаля приводит в восторг и нашего и зарубежного путешественника. «Провинциальность» Суздаля проявилась только в том, что созданная мастерами XIII—XVI веков архитектурная сказка действительно почти не подверглась безжалостным разрушениям, неизбежным в быстро растущем промышленном городе.

Суздальскому ансамблю повезло и в другом отношении. Здесь многие годы самоотверженно работал влюбленный в суздальскую архитектуру исследователь А. Д. Варганов, под руководством которого реставраторы вернули первоначальный вид многим древним зданиям города.