/ Главная / Санкт Петербург / Летний сад / Некоторые факты и даты
Давно стихами говорит Нева. СтраницейГоголя ложится Невский. Весь Летний сад
— Онегина глава.
С. Маршак
Площадь Летнего сада—11,7 га. По данным 1962 г. в саду представлено 19 пород деревьев: липы, вязы, дубы, клены, каштаны, ясени, тополя душистые и др. Из пород, бывших ведущими в XVIII в., исчезла только ель - любимое дерево Петра. Всего деревьев— 2661. Возраст 583 из них превышает 100 лет. В саду имеется 30 видов декоративного кустарника: акация, барбарис, боярышник, жимолость, спирея, сирень, чубушник и др.
Орешек, ныне Петрокрепость, был взят 12 октября 1702 г.; Ниеншанц — 1—2 мая 1703 г. Полтавская баталия состоялась 27 июня 1709 г.; русские войска взяли Выборг 13 июня 1710 г. Сражение при мысе Гангут происходило 27 июля 1714 г. Бой у острова Гренгам —27 июля 1720 г. Ништадтский мир был заключен 30 августа 1721 г.
Петр I родился 30 мая 1672 г.; умер 28 января 1725 г.
Поблизости от владений Конау, за рекой Мойкой, находилась деревня с русским названием Первушина.
Лебяжий канал был сооружен к 1716 г. К 1717 — 1718 гг. было прорыто еще два канала из Мойки в Неву: Зимняя канавка и Красный канал. Последний находился примерно перед фасадом здания „Ленэнерго" (б. Павловские казармы). Таким образом, Марсово поле также представляло собой остров.Из сохранившихся документов известно, что Петр активно вмешивался в создание Летнего дворца, давая указания, что и как надлежит делать.
Площадь дворца—375 кв. м, высота —8 м. Крыша первоначально была покрыта черепицей, которую заменили железом в 1724 г., по приказу Петра. Здание имеет 54 окна и 4 наружных двери. Под его фундаментом, на свайном основании, заложено 10 рядов тесаного камня и 6 рядов кирпича. Дворец был соединен каменной галереей с „людскими палатаки", стоявшими вдоль Фонтанки.
В настоящее время произведены ремонт и реставрация дворца. В том числе расчищена живопись плафонов, в ряде интерьеров восстановлена обивка стен, а также мраморные и паркетные полы.
Петр и наиболее образованные люди того времени хорошо знали сочинения древних авторов и греко-римскую мифологию. Для искусства XVIII в- это был неисчерпаемый источник сюжетов и образов.
Расположение рельефов на фасадах дворца:
На южном фасаде: „Состязание в беге Гиппомена и Аталанты", „Нептун и Амфитрита", „Минерва, окруженная трофеями", „Персей, побеждающий Медузу»" „Похищение Прозерпины Плутоном".
На западном фасаде: „Персей, освобождающий Андромеду", „Похищение Европы Юпитером", „Диана и Актеон".
На северном фасаде: „Латона и ликийские крестьяне, превращенные в лягушек".
На восточном фасаде: „Актеон, преследуемый собаками", „Похищение Европы", „Мальчик на дельфине", „Мальчик с морским козлом", „Мальчик на морском льве", „Спящий мальчик на дельфине".
Расположение комнат в первом этаже дворца: Вестибюль, Первый покой, Приемная, Кабинет Петра, Спальня Петра, Токарная, Столовая, Поварня.
Мебель, находившаяся во дворце во времена Петра, почти не сохранилась, но комнаты дворца-музея обставлены сейчас подлинными вещами той эпохи. Во дворце имеется ряд личных вещей Петра. В экспозиции музея представлены портреты Петра и многих государственных деятелей первой четверти XVIII в., упоминаемых в очерке. Находилось ли здесь напольное зеркало в резной раме, выполненной при участии Петра, точно неизвестно.
Помимо упомянутых в очерке, во дворце сохранились еще два плафона — в Детской (посвящен прославлению будущего царствования наследника престола) и в Тронной (прославление Екатерины I). Из семи дошедших до нас плафонов два —в Приемной и Тронной имеют подпись Г. Гзелля; авторы остальных не установлены. Из архивных документов известно, что в 1713— 1714 гг. во дворце работали русские живописцы —А. Захаров, П. Заварзин, О. Клокунов, Ф. Матвеев.
Плафоны написаны на холсте маслом и представляют собой живописные картины-вставки.
В садово-парковый комплекс первой четверти XVIII в. входили: Первый и Второй Летние сады, Третий (теперь Михайловский) и Большой (позднее Царицын) луг —нынешнее Марсово поле. В настоящее время Летний сад сохранился в границах Первого и Второго садов. При рассказе о виде сада в начале XVIII в. мы пользовались сохранившимися планами, архивными документами и воспоминаниями современников. Однако все эти материалы дают возможность лишь приблизительно восстановить топографию и облик сада во времена Петра.
Статуя Венеры в конце XVIII в. находилась в Таврическом дворце, с середины девятнадцатого века и до настоящего времени —в Эрмитаже („Венера Таврическая").
Строительство Грота было начато в 1713 г. по проекту А. Шлютера.Мысль о создании Эзоповых фонтанов принадлежала Петру. Однако при его жизни работы над фонтанами в Лабиринте не были завершены. К 1723 г. их было сделано лишь 4, к 1736 г. — 31.
В 1710—1711 гг. вода для фонтанов подавалась из реки Фонтанки при помощи специальной „водовзводной машины". В 1718—1725 гг. был прорыт Лиговский канал из речки Лиговки вытекавшей из Дудергофских озер. Вода шла по каналу в специальные бассейны, находившиеся на Бассейной (ныне Некрасова) улице. Оттуда по трубам она подавалась к водовзводным башням на реке Фонтанке. Система водоснабжения фонтанов была уничтожена наводнением 1777 г. и больше не восстанавливалась.
После смерти Петра количество скульптуры в саду и ее расстановка много раз менялись. Часть статуй и бюстов погибла, другие были переданы в пригородные царские резиденции и в Эрмитаж. Некоторые из них находятся в Эрмитаже и поныне. (По описи 1728 г. в саду находилось около 140 изваяний; в 1736 г.- более 200; в 1771 г.-139).
В результате большой исследовательской работы коллективу научных сотрудников Летнего сада удалось приблизительно установить размещение скульптуры в первой четверти XVIII в. В соответствии с этими данными и была произведена расстановка сохранившейся скульптуры.
В настоящее время в саду находится 90 статуй и бюстов. Надо учитывать, что сейчас, в окружении черных стволов деревьев, они смотрятся иначе, чем на фоне стриженой зелени регулярного сада. Кроме того, за минувшие столетия изменились цвет и фактура мрамора — он стал серым и шероховатым; загрязнение воздушного бассейна города гибельно сказывается на скульптуре.
Вся описанная или упомянутая в очерке скульптура, за исключением статуй Венеры и Женщины под покрывалом, находится в саду в настоящее время. Бюст Яна Собесского выполнен неизвестным скульптором конца XVII в., бюсты Траяна и Юлия Цезаря — неизвестным скульптором начала XVIII в. Бюст Александра Македонского и бюст Вакха — венецианским скульптором начала XVIII в. П. Баратта, серия „Круговорот суток" — венецианским скульптором начала XVIII в. Д. Бонацца. Статуи „Навигация" и „Архитектура"— неизвестным мастером нач. XVIII в., „Мир и Изобилие"— П. Баратта в 1722 г. В саду находятся также скульптуры работы А. Тарсия, Д. Зорзони и др.
Ассамблеи — собрания, где „можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается при том же и забава", по приказу Петра устраивали поочередно знатные люди. Указ об утверждении ассамблей был обнародован 26 ноября 1718 г.Строительство Дворцовой набережной было осуществлено в 1763—1767 гг.
Звенья решетки выкованы в Туле, на заводе купца Денисова в 1773 — 1777 гг. 36 гранитных колонн вытесаны каменотесами из села Путилова около Петербурга. Вазы и урны, не предусмотренные первоначальным проектом, установлены в 1784 г. Ограда реставрирована в 1948—1953 гг.
За годы существования города Нева более 300 раз выходила из берегов. Самые сильные наводнения были в 1777, 1824, 1924 и 1955 гг. 7 ноября 1824 г. вода на Неве поднялась до 372 см над ординаром у Горного института (ординар — средний многолетний уровень); 23 сентября 1924 г.— на 369 см, 10 сентября 1777 г. — на 310 см и 15 октября 1955 г.— на 282 см.
Барельефы на Кофейном домике (1826 г.) выполнены по рисункам В. И. Демута-Малиновского.
Пантелеймоновская улица — ныне ул. Пестеля.
В здании Михайловского дворца находится Русский музей. До реконструкции К. Росси Садовая улица доходила только до Итальянской, ныне улицы Ракова.Ваза установлена в саду 10 сентября 1839 г. Высота вазы вместе с пьедесталом 4 м 85 см. Она собрана из пяти отдельно изготовленных частей: верхней шейки, средней части, нижней шейки, валика и плинта.
Б. дом Оливье — ныне дом N 5 по ул. Пестеля. Перестроен в XIX в.
Терраса из тесаного камня на берегу Лебяжьего канала сооружена в 1799 г. Сильно пострадавшая во время наводнения 1824 г., она вскоре была восстановлена и украшена литыми треножниками-вазами. Металлическая решетка заменена в 1950-х гг.
В кратком очерке невозможно рассказать о всех реставрационных работах, которые уже осуществлены и которые продолжают вестись в саду. Стоит упомянуть, однако, о том, что в скором времени мы, вероятно, увидим большую ограду со всеми тремя воротами и что у входа во дворец вновь появится „гаванец".
При работе над данным очерком, помимо опубликованных трудов и архивных материалов, использованы справки, описи и проектные задания для реставрационных работ, составленные научными сотрудниками Летнего сада и дворца-музея Петра 1.