/ Главная / Санкт Петербург / Летний сад / Некоторые факты и даты


Давно стихами говорит Нева. Страницей

Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад

— Онегина глава.

С. Маршак

 

Площадь Летнего сада—11,7 га. По данным 1962 г. в саду представлено 19 пород деревьев: липы, вязы, дубы, клены, каштаны, ясени, тополя душистые и др. Из пород, бывших ведущими в XVIII в., исчезла только ель - любимое дерево Петра. Всего деревьев— 2661. Возраст 583 из них превышает 100 лет. В саду имеется 30 видов декоративного кустарника: акация, барбарис, боярышник, жимолость, спирея, сирень, чубушник и др.

Орешек, ныне Петрокрепость, был взят 12 октября 1702 г.; Ниеншанц — 1—2 мая 1703 г. Полтавская баталия состоялась 27 июня 1709 г.; русские войска взяли Выборг 13 июня 1710 г. Сражение при мысе Гангут происходило 27 июля 1714 г. Бой у острова Гренгам —27 июля 1720 г. Ништадтский мир был заключен 30 августа 1721 г.

Петр I родился 30 мая 1672 г.; умер 28 января 1725 г.

Поблизости от владений Конау, за рекой Мойкой, находилась деревня с русским названием Первушина.

Неизвестный скульптор нач. XVIII в. „Архитектура
Неизвестный скульптор нач. XVIII в. „Архитектура"
Лебяжий канал был сооружен к 1716 г. К 1717 — 1718 гг. было прорыто еще два канала из Мойки в Неву: Зимняя канавка и Красный канал. Последний находился примерно перед фасадом здания „Ленэнерго" (б. Павловские казармы). Таким образом, Марсово поле также представляло собой остров.

Из сохранившихся документов известно, что Петр активно вмешивался в создание Летнего дворца, давая указания, что и как надлежит делать.

Площадь дворца—375 кв. м, высота —8 м. Крыша первоначально была покрыта черепицей, которую заменили железом в 1724 г., по приказу Петра. Здание имеет 54 окна и 4 наружных двери. Под его фундаментом, на свайном основании, заложено 10 рядов тесаного камня и 6 рядов кирпича. Дворец был соединен каменной галереей с „людскими палатаки", стоявшими вдоль Фонтанки.

В настоящее время произведены ремонт и реставрация дворца. В том числе расчищена живопись плафонов, в ряде интерьеров восстановлена обивка стен, а также мраморные и паркетные полы.

Петр и наиболее образованные люди того времени хорошо знали сочинения древних авторов и греко-римскую мифологию. Для искусства XVIII в- это был неисчерпаемый источник сюжетов и образов.

Расположение рельефов на фасадах дворца:
На южном фасаде: „Состязание в беге Гиппомена и Аталанты", „Нептун и Амфитрита", „Минерва, окруженная трофеями", „Персей, побеждающий Медузу»" „Похищение Прозерпины Плутоном".
На западном фасаде: „Персей, освобождающий Андромеду", „Похищение Европы Юпитером", „Диана и Актеон".
На северном фасаде: „Латона и ликийские крестьяне, превращенные в лягушек".
На восточном фасаде: „Актеон, преследуемый собаками", „Похищение Европы", „Мальчик на дельфине", „Мальчик с морским козлом", „Мальчик на морском льве", „Спящий мальчик на дельфине".

Ф. Кабианка. „Сатурн
Ф. Кабианка. „Сатурн"
При описании интерьеров первого этажа дворца упомянуты лишь те элементы его убранства, которые можно видеть и в настоящее время. Исключение сделано только в двух случаях: рассказывая о Приемной и Столовой, мы дали описание обивки их стен на основании осуществленного проекта реставрации интерьеров.

Расположение комнат в первом этаже дворца: Вестибюль, Первый покой, Приемная, Кабинет Петра, Спальня Петра, Токарная, Столовая, Поварня.

Мебель, находившаяся во дворце во времена Петра, почти не сохранилась, но комнаты дворца-музея обставлены сейчас подлинными вещами той эпохи. Во дворце имеется ряд личных вещей Петра. В экспозиции музея представлены портреты Петра и многих государственных деятелей первой четверти XVIII в., упоминаемых в очерке. Находилось ли здесь напольное зеркало в резной раме, выполненной при участии Петра, точно неизвестно.

Помимо упомянутых в очерке, во дворце сохранились еще два плафона — в Детской (посвящен прославлению будущего царствования наследника престола) и в Тронной (прославление Екатерины I). Из семи дошедших до нас плафонов два —в Приемной и Тронной имеют подпись Г. Гзелля; авторы остальных не установлены. Из архивных документов известно, что в 1713— 1714 гг. во дворце работали русские живописцы —А. Захаров, П. Заварзин, О. Клокунов, Ф. Матвеев.

Плафоны написаны на холсте маслом и представляют собой живописные картины-вставки.

В садово-парковый комплекс первой четверти XVIII в. входили: Первый и Второй Летние сады, Третий (теперь Михайловский) и Большой (позднее Царицын) луг —нынешнее Марсово поле. В настоящее время Летний сад сохранился в границах Первого и Второго садов. При рассказе о виде сада в начале XVIII в. мы пользовались сохранившимися планами, архивными документами и воспоминаниями современников. Однако все эти материалы дают возможность лишь приблизительно восстановить топографию и облик сада во времена Петра.

Статуя Венеры в конце XVIII в. находилась в Таврическом дворце, с середины девятнадцатого века и до настоящего времени —в Эрмитаже („Венера Таврическая").

Неизвестный скульптор нач. XVIII в. „Церера
Неизвестный скульптор нач. XVIII в. „Церера"
Строительство Грота было начато в 1713 г. по проекту А. Шлютера.

Мысль о создании Эзоповых фонтанов принадлежала Петру. Однако при его жизни работы над фонтанами в Лабиринте не были завершены. К 1723 г. их было сделано лишь 4, к 1736 г. — 31.

В 1710—1711 гг. вода для фонтанов подавалась из реки Фонтанки при помощи специальной „водовзводной машины". В 1718—1725 гг. был прорыт Лиговский канал из речки Лиговки вытекавшей из Дудергофских озер. Вода шла по каналу в специальные бассейны, находившиеся на Бассейной (ныне Некрасова) улице. Оттуда по трубам она подавалась к водовзводным башням на реке Фонтанке. Система водоснабжения фонтанов была уничтожена наводнением 1777 г. и больше не восстанавливалась.

После смерти Петра количество скульптуры в саду и ее расстановка много раз менялись. Часть статуй и бюстов погибла, другие были переданы в пригородные царские резиденции и в Эрмитаж. Некоторые из них находятся в Эрмитаже и поныне. (По описи 1728 г. в саду находилось около 140 изваяний; в 1736 г.- более 200; в 1771 г.-139).

В результате большой исследовательской работы коллективу научных сотрудников Летнего сада удалось приблизительно установить размещение скульптуры в первой четверти XVIII в. В соответствии с этими данными и была произведена расстановка сохранившейся скульптуры.

В настоящее время в саду находится 90 статуй и бюстов. Надо учитывать, что сейчас, в окружении черных стволов деревьев, они смотрятся иначе, чем на фоне стриженой зелени регулярного сада. Кроме того, за минувшие столетия изменились цвет и фактура мрамора — он стал серым и шероховатым; загрязнение воздушного бассейна города гибельно сказывается на скульптуре.

Вся описанная или упомянутая в очерке скульптура, за исключением статуй Венеры и Женщины под покрывалом, находится в саду в настоящее время. Бюст Яна Собесского выполнен неизвестным скульптором конца XVII в., бюсты Траяна и Юлия Цезаря — неизвестным скульптором начала XVIII в. Бюст Александра Македонского и бюст Вакха — венецианским скульптором начала XVIII в. П. Баратта, серия „Круговорот суток" — венецианским скульптором начала XVIII в. Д. Бонацца. Статуи „Навигация" и „Архитектура"— неизвестным мастером нач. XVIII в., „Мир и Изобилие"— П. Баратта в 1722 г. В саду находятся также скульптуры работы А. Тарсия, Д. Зорзони и др.


Ассамблеи — собрания, где „можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается при том же и забава", по приказу Петра устраивали поочередно знатные люди. Указ об утверждении ассамблей был обнародован 26 ноября 1718 г.

Строительство Дворцовой набережной было осуществлено в 1763—1767 гг.

Звенья решетки выкованы в Туле, на заводе купца Денисова в 1773 — 1777 гг. 36 гранитных колонн вытесаны каменотесами из села Путилова около Петербурга. Вазы и урны, не предусмотренные первоначальным проектом, установлены в 1784 г. Ограда реставрирована в 1948—1953 гг.

За годы существования города Нева более 300 раз выходила из берегов. Самые сильные наводнения были в 1777, 1824, 1924 и 1955 гг. 7 ноября 1824 г. вода на Неве поднялась до 372 см над ординаром у Горного института (ординар — средний многолетний уровень); 23 сентября 1924 г.— на 369 см, 10 сентября 1777 г. — на 310 см и 15 октября 1955 г.— на 282 см.

Барельефы на Кофейном домике (1826 г.) выполнены по рисункам В. И. Демута-Малиновского.

Пантелеймоновская улица — ныне ул. Пестеля.


В здании Михайловского дворца находится Русский музей. До реконструкции К. Росси Садовая улица доходила только до Итальянской, ныне улицы Ракова.

Ваза установлена в саду 10 сентября 1839 г. Высота вазы вместе с пьедесталом 4 м 85 см. Она собрана из пяти отдельно изготовленных частей: верхней шейки, средней части, нижней шейки, валика и плинта.

Б. дом Оливье — ныне дом N 5 по ул. Пестеля. Перестроен в XIX в.

Терраса из тесаного камня на берегу Лебяжьего канала сооружена в 1799 г. Сильно пострадавшая во время наводнения 1824 г., она вскоре была восстановлена и украшена литыми треножниками-вазами. Металлическая решетка заменена в 1950-х гг.

В кратком очерке невозможно рассказать о всех реставрационных работах, которые уже осуществлены и которые продолжают вестись в саду. Стоит упомянуть, однако, о том, что в скором времени мы, вероятно, увидим большую ограду со всеми тремя воротами и что у входа во дворец вновь появится „гаванец".


При работе над данным очерком, помимо опубликованных трудов и архивных материалов, использованы справки, описи и проектные задания для реставрационных работ, составленные научными сотрудниками Летнего сада и дворца-музея Петра 1.